Горячая линия юридической помощи
8 (800) 700-95-53 (бесплатно 24/7)
8 (800) 700-95-53 (бесплатно 24/7)
  Законы        2816         0

Существует ли прямая взаимность между гражданским обществом и правовым государством

Понятия правового государства и гражданского общества на сегодняшний день довольно часто встречаются на различных информационных ресурсах и других источниках.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Далеко не все граждане знают о том, что означают эти понятия и как правильно их использовать, а также как их трактовать в различной документации.

По этой причине многим интересно узнать о том, как выглядит взаимность гражданского общества и правового государства, а также что они собой представляют.

Определение понятий

Правовое государство представляет собой форму взаимодействия страны и законодательства, где государственные органы, основываясь на нормативных актах, осуществляют регулировку внутренних правовых отношений, основой которых являются права и свободы граждан.

В то же время гражданское общество предусматривает наличие развитых политических, экономических, культурных и правовых отношений, и при этом является независимым от государства, хоть и находится с ним в тесном взаимодействии.

Главные признаки гражданского общества

Структура гражданского общества в первую очередь предусматривает обеспечение людей основными потребностями, которые требуются для корректного обеспечения их жизнедеятельности. Реализация данных потребностей обеспечивается за счет всевозможных ассоциаций или объединений.

Второй уровень – это комплекс различных культурных и социальных нужд, включающих в себя продолжение рода, получение всей необходимой информации, духовное развитие и прочее.

Данная совокупность реализуется посредством образования институтов гражданского общества, включая семью, творческие, образовательные и научные организации, а также множества других учреждений.

Высший уровень взаимоотношений граждан – политико-культурные. У каждого человека должен быть сформированный политический взгляд и позиция.

Если же говорить о признаках гражданского общества, стоит выделить следующие:

  • самоуправляемость;
  • максимальное обеспечение граждан необходимыми свободами и правами;
  • право каждого гражданина на получение различной информации;
  • соперничество между несколькими группами и структурами граждан;
  • существование плюрализма позиций, благодаря чему будет обеспечиваться свободное формирование общественного мнения;
  • поддержание жизнедеятельности за счет формирования целого ряда новых институтов и учреждений, недоступных для традиционного общества;
  • преобладание среднего класса.

Понятие правового государства

Гражданское общество и правовое государство тесно взаимодействуют между собой, в связи с чем различные признаки могут характеризовать оба этих образования.

Правовое государство должно иметь следующие характерные признаки:

  • независимость различных ветвей власти;
  • верховенство законодательства;
  • ответственность гражданина и государства является взаимной;
  • каждый человек обеспечивается всеми необходимыми и правами, а также реализацией возможности свободного развития.

Таким образом, рассматривая совпадающие признаки, стоит отметить обеспечение свобод и прав каждого отдельного гражданина, а также наличие у каждого человека права на попадание в управление государством.

В чем есть взаимосвязь

Гражданское общество представляет собой общество, у которого есть возможность формирования правового государства. При этом нужно правильно понимать, что данное понятие не предусматривает постоянную борьбу с государственными органами.

Гражданское общество предоставляет государственным органам возможность довольно активно вмешиваться в различные социально-экономические процессы, но при этом не позволяет государству полностью захватить систему, сделав ее полностью тоталитарной.

Гражданское общество, а также его взаимосвязь с государственными органами в преимущественном большинстве случаев характеризуется такими моментами:

  • существование наряду с государством в качестве полностью самостоятельной и противостоящей ему силы, которая при этом взаимодействует с ним в противоречивом единстве;
  • базирование на частной и других формах собственности, политическом плюрализме, а также рыночной экономике;
  • становление и развитие общества непосредственно связано с формированием общественных буржуазных отношений, а также определением принципа формального равенства;
  • в обществе преобладают свободные граждане-собственники, которые осознают себя именно в указанном статусе, в связи с чем готовы принимать на себя всю политическую и хозяйственную ответственность за общественное состояние;
  • общество представляет собой систему, основанную на горизонтальных связях между различными субъектами, характеризуясь высокой степенью самоуправляемости и самоорганизации.

Исторический аспект

Первый этап формирования социального государства был произведен на протяжении от 70-х годов XIX до 30-х годов XX века.

На протяжении этого промежутка времени произошло:

  • введение Германией государственного социального страхования, обеспечивающего выплату компенсаций в различных несчастных случаях во время производственной деятельности, финансирование медицинской области, а также всевозможных пособий, выплачиваемых в случае болезни и достижения пенсионного возраста;
  • аналогичные нормы вводятся в Норвегии, Франции, Швеции, Австрии и Новой Зеландии;
  • медицинское страхование появляется в Швеции, Австрии и Норвегии;
  • государственное страхование охватывает все области социальных рисков практически в каждом государстве.

Второй этап продлился до конца 40-х годов прошлого века, характеризуясь:

  • принятием целого ряда социальных законов;
  • введением в политику ряда государств принципов социального государства;
  • тем, что социальные функции государства приобрели не только правовые основания, но стали еще и ведущими для страны, видоизменяя правовую основу.

Третий этап, который продлился до 60-х годов, привел к тому, что государство стало полноценным субъектом различных социальных функций, включая обеспечение занятости, патронаж над гражданами, формирование оптимальной среды для проживания инвалидов, а также создание программ реабилитации определенных социальных групп.

Четвертый этап продлился до 80-х годов и выделяется тремя основными моментами:

  • увеличивается критика всеобщего благоденствия, постепенно становясь многосторонней;
  • государство направлено на обеспечение постоянно растущего уровня жизни для всех членов общества, но при этом сталкивается с различными демографическими, экономическими и другими видами ограничений;
  • во многих странах ежегодно растет социальное обеспечение, не соответствуя при этом получаемым доходам, из-за чего происходит повсеместное увеличение налогов и различных обязательных взносов.

Пятый этап продлился до середины 90-х годов, и на его протяжении частично сократились социальные программы и пособия к реформе социальной политики стран, которая впоследствии обернулась пересмотром принципов, механизмов и функций деятельности социума.

Последний этап продолжается по сегодняшний день, предусматривая изменение роли и социальных функций государства. В частности, социальное государство на данный момент рассматривается как механизм, позволяющий избавиться от противоречий между законами рынка и социума.

Общество стремится к наиболее благоприятным условиям, развивая в первую очередь социально-ориентированное рыночное хозяйство.

Как обстоит дело в России

Процесс формирования правового государства начался после принятия Конституции, содержащей в себе общепризнанные нормы и принципы международного права, которые лежат в основе системы права государства на сегодняшний день. При этом данные ценности объявлены наиболее приоритетными и предоставляются каждому человеку с момента его рождения.

На данный момент на территории России обеспечены далеко не все элементы правового государства и гражданского общества. В частности, профсоюзы должны реально отстаивать права сотрудников, а также должны формироваться полноценные союзы предпринимателей.

По мере освобождения граждан будут формироваться новые интересы, в результате чего будет образовано демократическое государство, имеющее все признаки правового.

Гражданское общество в современной России только создается. Многие институты, созданные для обеспечения нормального функционирования гражданского общества, на практике являются квазигражданскими, и все это нужно преодолеть, так как, в противном случае, взаимосвязь между правовым государством и гражданским обществом в принципе не удастся достичь.

Какие есть проблемы

Существует несколько ключевых проблем:

  • регионы развиваются не одинаково;
  • несмотря на то что периодически возникают идеи, подаваемые в качестве национальных, на практике они на сегодняшний день отсутствуют, в связи с чем обществу следует настроиться на их разработку;
  • сложно отказаться от системы ценностей, сформированной еще во времена СССР.

Из-за наличия этих стереотипов обществу не удается преодолеть проблемы гражданского общества и правового государства в России.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *