Горячая линия юридической помощи
Москва и область:
Москва И МО:
+7 (499) 110-56-12 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 317-50-97 (бесплатно)
Регионы:
8 (800) 222-69-48 (бесплатно)
  Документы        1040         0

Можно ли по закону снимать на камеру инспектора ДПС

На сегодняшний день граждане России нередко сталкиваются с такой ситуацией, когда сотрудники правоохранительных органов, несмотря на свой статус, активно превышают имеющиеся у них полномочия.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

+7 (499) 110-56-12 (Москва)

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

8 (800) 222-69-48 (Регионы)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

В такой ситуации многие люди с целью дальнейшего урегулирования проблемы в судебном порядке стараются осуществить видеосъемку происходящего, чтобы в дальнейшем использовать материал в качестве доказательства в процессе проведения разбирательства, на что нередко получают замечание о том, что снимать на камеру сотрудников полиции запрещено.

Скачать административный регламент ГИБДД

В связи с этим полезно будет разобраться в том, можно ли действительно снимать на камеру инспектора ДПС в соответствии с действующим законодательством.

Последние изменения в законе

Представители ГИБДД официально разъяснили неточности действующего законодательства, затрагивающие возможность ведения видеосъемки при общении с сотрудниками полиции в процессе проведения проверки.

Ключевая особенность в данном случае заключается в том, что с того момента, как в силу вступил новый регламент ДПС, с 20 октября в этом документе пропала строчка, которая непосредственно указывала, что у инспектора ГИБДД отсутствует право на то, чтобы препятствовать водителям проведения фото- и видеосъемки, а также записи разговора с помощью специальных устройств.

Многие автолюбители после того, как ознакомились с новым текстом этого документа, решили, что подобная корректировка представляет собой законодательный запрет на съемку инспекторов, причем всевозможные эксперты отчасти также разделили такое мнение, несмотря на то, что на практике дело обстоит несколько иначе.

Ключевая проблема заключается в том, что некоторые уполномоченные сотрудники ГИБДД тоже подумали, что после этих корректировок в действующем законодательстве граждане не имеют права на то, чтобы снимать инспекторов на рабочем месте.

В некоторых ситуациях владельцы автомобилей, которые старались реализовать свое законное право, получали от инспекторов угрозы о привлечении к ответственности за неповиновение распоряжению уполномоченного сотрудника ДПС по статье 19.3, которая предусматривает наложение штрафа на сумму от 500 до 1 000 рублей с последующим арестом гражданина на срок до 15 суток.

На практике никто в соответствии с действующим законодательством не накладывал запрет на сбор доказательств правонарушений инспекторов любыми доступными гражданину законными методами, за исключением прямого запрета, предусмотренного определенными нормативными актами.

Статья 19.3 КоАП РФ. Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции

По словам чиновников, из указанного закона норма была убрана по той причине, что теперь она регулируется другими законодательными актами, и, в частности, право на поиск, получение, передача, производство и распространение информации любыми доступными методами предусматривается статьей 29 Конституции, то есть в принципе не может ограничиваться какими-либо другими законодательными актами.

Статья 29. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. 2. Не допускаются…

Запретили ли съемку

Как говорилось выше, введение новых корректировок в действующее законодательство никоим образом не затронуло наличие возможности у граждан вести видеосъемку инспектора ДПС в процессе выполнения последним его служебных обязанностей.

На практике никаких изменений не произошло, так как:

Статья 29 Конституции Здесь указано, что у гражданина есть право на свободное получение, передачу и распространение информации любыми законными методами.
Статья 152.1 Гражданского кодекса В ней прописано, что нет необходимости в том, чтобы гражданин спрашивал у инспектора ДПС разрешения на съемку, если он находится в общественном месте.

Статья 152.1 ГК РФ. Охрана изображения гражданина

Статья 8 Федерального закона №3 «О полиции» Устанавливается принцип публичности и открытости правоохранительных органов, а это указывает на то, что деятельность уполномоченных сотрудников данной службы является максимально открытой для общества в той мере, в которой это не будет противоречить требованиям действующего законодательства.

Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ О полиции

Допустимые основания

Существует два нормативных документа, которыми предусматривается практически прямо возможность ведения записи действий инспектора ДПС после того, как он остановил гражданина по тем или иным причинам и приступил к оформлению протокола или постановления, и указаны они выше.

Таким образом, возможность съемки сотрудника ДПС на камеру непосредственно вытекает из принципа открытости работы полиции, в связи с чем все действия инспектора могут записываться на видео без каких-либо ограничений.

Также существует Федеральный закон «Об информации», в статье 3 которого тоже говорится об открытости работы государственных органов. Оба указанных нормативных акта являются федеральными, то есть им присваивается один из наиболее высоких приоритетов в случае возникновения противоречий.

Таким образом, если бы, к примеру, в новом Приказе №664 указывался бы прямой запрет на ведение съемки, его приоритет был бы недостаточным для того, чтобы эта норма имела законную силу.

Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 23.04.2018) Об информации, информационных технологиях и о защите информации

В отделениях милиции

В соответствии с действующим законодательством сотрудники правоохранительных органов имеют право на то, чтобы препятствовать их съемке на территории каких-либо специализированных режимных объектов. Также не стоит забывать о том, что в статье 13 Федерального закона «О полиции» говорится о том, что в любые отделения МВД должен обеспечиваться пропускной режим, в связи с чем правомерность запрета съемки многие считают вполне очевидной.

На практике же действующее законодательство работает несколько иначе, и ключевая суть в данном случае заключается в самом понятии «режимность объекта».

Далеко не любой режим, действующий на территории того или иного объекта, автоматически делает его режимным, и пропускной не является исключением. В связи с этим вести съемку уполномоченного инспектора ДПС на камеру можно будет даже в том случае, если он уже находится в служебном помещении.

Нужно ли предупреждать

Действующее законодательство никоим образом не оговаривает возможность запрета на ведение съемки при наличии тех или иных обстоятельств, то есть всевозможные тонкости и уточнения в нормативных актах не прописываются, в связи с чем можно вести запись разговора как публично, предварительно предупредив уполномоченного сотрудника о ведении записи, так и скрытно, в принципе не сообщая работникам правоохранительных органов о том, что ведется запись их разговора или действий.

Есть ли наказание за препятствование

На практике достаточно сложно советовать что-то водителю в том случае, если, несмотря на требования, прописанные в действующем законодательстве, инспектор все равно старается всячески препятствовать ведению съемки. Проблема заключается в том, что в соответствии с установленными правилами, если человек не подчиняется законным требованиям уполномоченного сотрудника полиции, его могут привлечь к ответственности, которая предусматривает возможность ареста на срок до 15 суток.

Решение о привлечении гражданина к такой ответственности выносится только по результатам рассмотрения судебного разбирательства, так как в соответствии с действующим законодательством дела по аресту рассматриваются судьями.

В связи с этим отбывать наказание водитель вряд ли должен будет, но при этом не стоит забывать о том, что до того момента, как начнется судебное заседание, ГИБДД задержит водителя, и, в частности, его могут посадить в камеру задержания на определенный промежуток времени. В связи с этим в любом случае присутствует риск того, что гражданин будет оправдан, но подвержен целому ряду довольно неприятных административных процедур.

Какой-либо специализированной нормы, на основании которой инспекторы бы привлекались к ответственности в случае препятствования законной съемке, действующим законодательством не предусматривается.

Существует только дисциплинарная ответственность в виде возможности вынесения выговора руководителем определенного сотрудника с последующим лишением премии, однако на практике гражданину крайне сложно проконтролировать исполнение указанной меры со стороны уполномоченных сотрудников правоохранительных органов.

Таким образом, единственным реальным вариантом реализации права гражданина на ведение съемки является отмена административного ареста в том случае, если водителя посадили в камеру.

Единственное, что можно будет сделать в этой ситуации самому гражданину – подать исковое заявление на самого сотрудника полиции с требованием о взыскании с него каких-либо компенсаций.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *