Горячая линия юридической помощи
8 (800) 700-95-53 (бесплатно 24/7)
8 (800) 700-95-53 (бесплатно 24/7)
  Документы        4225         0

Закон 342-ФЗ о службе в органах внутренних дел Российской Федерации с последними изменениями

Действующее законодательство постоянно дополняется и подвергается корректировкам для того, чтобы в конечном итоге полноценно регулировать все сферы деятельности.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

В частности, федеральными нормативными актами устанавливаются правила, в соответствии с которыми граждане служат в органах внутренних дел и которые должны соблюдаться в полной мере.

В связи с этим многим будет полезно узнать, как выглядит Федеральный закон №342-ФЗ о службе в органах внутренних дел Российской Федерации с изменениями.

Описание нормативного документа

Федеральный закон №342 был принят 17 ноября 2011 года и включает в себя всего 14 глав:

  1. Основные положения.
  2. Должности и звания.
  3. Статус сотрудника.
  4. Служебные отношения.
  5. Порядок исполнения своих служебных обязательств.
  6. Присвоение званий.
  7. Нормативы.
  8. Нормы исполнения служебных обязательств и отдыха.
  9. Гарантии правовой и социальной защиты.
  10. Вопросы, связанные с регулированием каких-либо конфликтных ситуаций.
  11. Принципы, в соответствии с которыми формируется кадровый состав.
  12. Окончание службы.
  13. Внутренние финансовые службы.
  14. Заключительные положения.

Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ О службе в органах внутренних дел

Данным нормативным документом обеспечивается полноценное регламентирование правовых отношений, которые возникают у гражданина в случае поступления, а также дальнейшего прохождения и окончания службы в правоохранительных органах.

Последние изменения в редакции

3 апреля 2017 года принялось достаточно большое количество корректировок в указанный нормативный документ, и в первую очередь, они затронули процедуру периодического проведения проверки сотрудников на их пригодность для дальнейшей службы в МВД. Теперь служащие также должны проходить индивидуальный курс обучения там, где проходят свою службу, находясь при этом под пристальным контролем своего непосредственного руководителя.

Выполнение служебной проверки по правилам будет осуществляться на протяжении одного месяца, отсчет которого ведется с того момента, как был выдан приказ закона. Эти и другие корректировки прописаны в следующих статьях.

Статьей 11 устанавливаются права граждан, которые по закону относятся к категории сотрудников МВД, а именно:

  • у каждого служащего есть право на то, чтобы повышать степень своего образования и улучшать свои навыки;
  • человек должен полностью ознакомляться с инструкцией правоохранительных органов, всеми необходимыми методами, которые помогут в достижении предельно высокой оперативности выполнения своих обязанностей, лучших показателей выполняемой работы, а также вариантами развития и последующего продвижения по службе;
  • право на получение соответствующей суммы денежных средств, так как основным источником дохода данной категории граждан является заработная плата, сумма которой является самой непосредственной мотивацией к качественному исполнению взятых на себя обязательств;
  • обеспечение всеми необходимыми материалами дела, а также той информацией, которая требуется для исполнения служебных обязательств в соответствии с Федеральным законом №342;
  • получение доступа к государственной или служебной тайне;
  • получение доступа к отзывам граждан, которые решили отметить служебную деятельность гражданина и другой документации, которая в дальнейшем будет внесена в его личное дело с прикреплением к характеристике различных письменных объяснений и прочих материалов;
  • обеспечение безопасности личной информации.

Сотрудник органов внутренних дел в соответствии с действующим законодательством может осуществлять ношение и хранение пистолета или же какого-либо другого огнестрельного оружия в специализированном месте. Также ему могут предоставляться и другие права.

Помимо этого, были затронуты также следующие статьи:

  1. Включает в себя ключевые обязанности гражданина, являющегося уполномоченным сотрудником органов внутренних дел.
  2. Регулирует правила поведения сотрудников правоохранительных органов.
  3. Устанавливает перечень ситуаций, в которых сотрудникам не разрешается действовать по инструкции.
  4. Регулирует порядок перевода сотрудника правоохранительных органов.
  5. Возможность наложения на человека обязанностей вышестоящей должности на определенный промежуток времени.
  6. Контроль над нарушением служебной дисциплины.
  7. Перечень наказаний, которые накладываются на уполномоченного сотрудника правоохранительных органов в случае нарушения локального распорядка.
  8. Перечень способов выполнения служебной проверки в соответствии с нормами действующего законодательства.
  9. Допустимые виды отпусков.
  10. Основные аспекты стандартного отпуска.
  11. Отпуск, который человек может взять по личным обстоятельствам.
  12. Порядок разрешения служебного спора в правоохранительных органах.
  13. Перечень причин, при которых может происходит увольнение сотрудника правоохранительных органов.
  14. Порядок увольнения уполномоченного сотрудника органов внутренних дел.

Основные положения Закона

Указанным законодательным актом регулируется порядок прохождения службы, а также устанавливается, каким образом человек может стать уполномоченным сотрудником правоохранительных органов, как прекращаются и регулируются служебные отношения. Этим законом устанавливается статус, который предоставляется каждому сотруднику данных служб, а в соответствии с отдельным положением устанавливаются также квалификационные требования к различным должностям, указываются права и обязанности людей, которые их занимают.

В частности, в соответствии с действующим законодательством основа взаимоотношений, возникающих между государством и гражданином, который решил стать уполномоченным сотрудником правоохранительных органов – это контракт, а деятельность его должна осуществляться в полном соответствии с должностной инструкцией.

Стоит отметить, что Федеральный закон №342 практически не регулирует какие-либо социальные гарантии, которые предоставляются сотрудникам полиции, но при этом в нем есть определенные статьи, в соответствии с которыми устанавливается пенсионное обеспечение, решается жилищный вопрос, а также предоставляется санаторно-курортное обеспечение, но на практике все эти статьи были введены для того, чтобы уточнить факт обеспечения этими благами сотрудников.

Помимо этого, подобные уточнения присутствуют в целом ряде других нормативных документов, среди которых можно выделить, в частности, Федеральный закон №247. Эти документы являются гарантом в данной области, а каждая их статья или глава посвящена соответствующим социальным нормам.

Федеральный закон от 19.07.2011 N 247-ФЗ О социальных гарантиях

Рассматриваемым законодательным актом устанавливается, что отпуск по любым семейным обстоятельствам, длительность которого составляет менее десяти дней, может быть предоставлен в случае:

  • болезни близкого родственника;
  • смерти близкого родственника;
  • пожара или любого другого стихийного бедствия;
  • необходимость реабилитации.

Этот перечень является неполным, и в случае необходимости человеку могут предоставить такой отпуск при возникновении каких-либо исключительных случаев.

Общее их количество на протяжении года или какого-то другого промежутка времени не устанавливается, но в любом случае для получения отпуска человек должен предварительно составить рапорт.

Утверждением этого документа занимается уполномоченный руководитель органа или командир части, о чем должен быть издан соответствующий приказ.

Должности и звания

В соответствии с нормами статьи 6 учреждение должностей в правоохранительных органов осуществляется для последующего исполнения, корректной организации, а также достижения наиболее эффективного исполнения полномочий соответствующей службы, ее территориальных подразделений или же определенного сотрудника, который на определенное время замещает те или иные государственные должности. Список типовых должностей и званий утверждается непосредственно Президентом.

В соответствии с указанным списком типовых должностей в органах МВД руководитель органа исполнительной власти в области правоохранительных органов, учитывая отличительные особенности работы таких служб, могут быть приняты также различные нетиповые должности.

Статьей 8 регулируется подробный перечень специальных званий, которые определяются в соответствии с должностями в правоохранительных органов и присваиваемых гражданам при достижении определенных результатов.

Статус сотрудника

Сотрудником правоохранительных органов признается определенный гражданин, которым на официальной основе были взяты на себя обязательства, связанные со службой в соответствующих службах в должности начальствующего или рядового состава с последующим присвоением специального звания.

Такой человек может проходить государственную службу в том случае, если его официально зачислят в распоряжение определенной федеральной службы, ведущей деятельность в сфере МВД, территориального отделения этого органа или же в случае командирования, которое выполняется в соответствии с нормами, указанными в статье 32 данного Федерального закона. Уполномоченный сотрудник в данном случае не замещает должность в правоохранительных органах.

Правовое положение уполномоченного сотрудника определяется в соответствии с данным Федеральным законом, а также нормативными актами, которыми регулируются различные нюансы прохождения службы в МВД.

Человек, являющийся сотрудником внутренних дел, должен получить собственное служебное удостоверение, а также специализированный жетон, на котором будет указываться личный номер. Образцы их утверждаются уполномоченными представителями федеральной службы, которая обеспечивается решением исполнительных вопросов в сфере внутренних дел.

Удостоверение уполномоченного сотрудника правоохранительных органов представляет собой специализированный документ, которым подтверждается личность данного лица, его принадлежность к федеральной службе исполнительной области и ее конкретному территориальному подразделению, а также его должность и присвоенное звание.

Служебное удостоверение, выданное уполномоченному сотруднику правоохранительных органов, подтверждает наличие у этого человека права на ношение и хранение различного огнестрельного оружия и специализированных средства, а также другие полномочия и права, которые предоставлены таки лицам в соответствии с нормами действующего законодательства.

Порядок прохождения службы

Изначально человека должны назначать на должность, что в соответствии с нормами статьи 27, как и освобождение от выполняемых обязанностей, осуществляется исключительно Президентом, если речь идет о высшем начальствующем составе. В то же время рядовой состав, а также младшее, среднее и старшее начальство назначается непосредственным руководителем федерального органа исполнительной власти или же уполномоченными руководителями в том порядке, который определяется данным Федеральным законом.

Сотрудник, который впервые поступает на службу в правоохранительные органы, должен в обязательном порядке принести присягу, что проводится в торжественной обстановке перед Государственным флагом посредством зачитывания определенного текста.

Профессиональная деятельность уполномоченного сотрудника осуществляется в полном соответствии с установленным регламентом, который принимается непосредственным руководителем органа исполнительной власти или же непосредственным руководителем этого лица.

Приостановление службы в правоохранительных органах человека осуществляется после того, как:

  • им прекращается прекращение соответствующих полномочий после избрания на определенную государственную должность;
  • сотрудник наделяется полномочиями высшего должностного лица или же назначается временным исполнителем в данном статусе;
  • человека выбирают депутатом определенного законодательного органа;
  • человек признается безвестно пропавшим;
  • возникают другие обстоятельства, непосредственно связанные с исполнением данным лицом своих государственных обязанностей, прописанных в соответствующем федеральном законодательстве.
Для того, чтобы приостановить деятельность уполномоченного сотрудника правоохранительных органов, должен быть вынесен соответствующий приказ. С этого момента полностью приостанавливается действие контракта.

В дальнейшем данный сотрудник имеет право полностью уволиться со службы по основаниям, которые предусматриваются в статье 82 данного нормативного акта.

Дисциплина

Служебная дисциплина представляет собой полноценное исполнение со стороны уполномоченного сотрудника правил, предусмотренных действующими нормативными актами, дисциплинарным уставом, составленным с ним соглашением, а также всевозможными распоряжениями и приказами, которые выносятся уполномоченными руководителями.

Для того, чтобы обеспечить полноценное исполнение и укрепление дисциплины, уполномоченный руководитель данного сотрудника может использовать по отношению к нему различные поощрения или же, наоборот, всевозможные разновидности дисциплинарных взысканий, перечень которых предусматривается статьями 48 и 50 данного нормативного документа.

Права, обязанности и ответственность начальников, связанная с поддержанием дисциплины в процессе выполнения службы, а также обязанности уполномоченных сотрудников органов внутренних дел по поддержанию и обеспечению служебной дисциплины, а также порядок и обязанность исполнения приказа руководителя вместе с прочими мерами прописаны в дисциплинарном уставе МВД, который утверждается Президентом.

В соответствии с действующим законодательством к нарушению служебной дисциплины относится действие, которое выражается в нарушении уполномоченным сотрудником правоохранительных органов правил, установленных соответствующими нормативными актами, а также несоблюдение всевозможных ограничений и запретов, имеющих непосредственное отношение к выполнению служебных обязанностей.

К категории грубых нарушений относится:

  • несоблюдение каких-либо запретов или же установленных ограничений, предусмотренных действующими нормативными актами;
  • отсутствие уполномоченного сотрудника на рабочем месте при отсутствии каких-либо уважительных причин на протяжении более четырех часов подряд;
  • пребывание уполномоченного сотрудника правоохранительных органов на службе в состоянии любых видов токсического опьянения;
  • совершение сотрудником какого-либо действия, которое привело к нарушению положенных прав и свобод гражданина, появлению непосредственной угрозы для здоровью и жизни людей, возникновению препятствий в работе или полному приостановлению деятельности определенного федерального органа исполнительной власти или его территориального подразделения, а также причинению существенного ущерба компаниям или гражданам, если эти действия не предусматривают уголовную ответственность;
  • разглашение данным лицом информации, которая относится к категории государственной или другой охраняемой законом тайны, а также конфиденциальной информации, которая стала ему известна в результате выполнения своих служебных обязательств, если это не предусматривает привлечение к уголовной ответственности;
  • некорректное хранение оружия и патронов, предоставленных уполномоченному сотруднику правоохранительных органов, если это привело к утрате этого имущества;
  • уклонение или отказ от прохождения медицинского обследования в тех ситуациях, когда обязанность его прохождения предусмотрена действующим законодательством;
  • неявка на заседание аттестационной комиссии с целью дальнейшего прохождения аттестации при отсутствии каких-либо уважительных причин;
  • умышленное повреждение или разрушение какого-либо имущества, которое находится в оперативном управлении определенного федерального органа исполнительной власти, что привело к причинению значительного ущерба;
  • нарушение требований охраны профессиональной деятельности в том случае, если это привело к каким-либо тяжелым последствиям или же заведомо создавало серьезную угрозу наступления таких последствий;
  • совершение уполномоченным сотрудником, занимающимся непосредственным обслуживанием товарных или денежных ценностей, каких-либо действий, которые являются основанием для утраты к нему доверия со стороны руководства;
  • принятие необоснованного решения, которое привело к нарушению сохранности имущества, которое присутствует у человека в оперативном управлении;
  • сокрытие факта обращения каких-либо лиц для того, чтобы склонить их к коррупционному правонарушению;
  • публичные высказывания в отношении деятельности руководителей или самих государственных органов, если это не относится к служебным обязанностям сотрудника.

Время работы и отдыха

Служебное время – это определенный промежуток времени, на протяжении которого уполномоченный сотрудник правоохранительных органов в соответствии с установленными правилами внутреннего распорядка и условиями контракта должен выполнять взятые на себя обязательства, а также другие временные периоды, которые в соответствии с действующим законодательством относятся к данной категории.

Стандартная продолжительность служебного времени для уполномоченного сотрудника правоохранительных органов должна составлять не более 40 часов в неделю, в то время как сотрудники женского пола, которые работают на Крайнем Севере или на территории регионов, которые к нему приравнены, работают не более 36 часов в неделю.

Для работника, которым замещается должность педагогического работника образовательной организации в области внутренних дел, стандартная продолжительность служебного времени определяется в соответствии с данным Федеральным законом.

Сотрудники органов внутренних дел, которые работают во вредных условиях, должны работать на протяжении не более 36 часов в неделю. Ненормированный рабочий день предусматривается также для тех сотрудников правоохранительных органов, которые замещают должности руководства из старшей и высшей группы.

В соответствии с приказом уполномоченного руководителя федерального органа исполнительной власти ненормированный служебный день может предусматриваться также для лиц, которые занимают какие-то другие должности.

При необходимости сотрудника могут привлекать к исполнению служебных обязанностей сверх установленной действующим законодательством нормальной продолжительности, но в данном случае уполномоченный сотрудник должен получить дополнительную компенсацию в виде отдыха соответствующей длительности в другие дни недели.

Временем отдыха же называется определенный промежуток времени, на протяжении которого уполномоченный сотрудник органов внутренних дел полностью освобождается от возложенных на него служебных обязанностей. Для данной категории работников предусматривается ежедневный отдых, перерыв на протяжении рабочего дня, а также выходные дни, отпуска и нерабочие праздники.

Гарантии социальной защиты

В качестве гарантий социальной защиты уполномоченным сотрудникам правоохранительных органов предоставляется:

  • заработная плата, которая является для них единственным видом заработка;
  • медицинское, жилищное, а также санаторно-курортное обеспечение;
  • страховые гарантии;
  • продовольственное и имущественное обеспечение;
  • пенсионное обеспечение.

Другие акты, регулирующие сферу органов внутренних дел

Помимо указанного нормативного акта существует также несколько других документов, которыми регулируется деятельность правоохранительных органов, таких как:

  • Федеральный закон №62, принятый 3 апреля 2020 года, в соответствии с которым вносятся корректировки в статью 12.8 Кодекса об административных правонарушениях.
  • Федеральный закон №100, принятый 23 апреля 2020 года, в соответствии с которым предусматриваются единовременные социальные выплаты для определенных граждан, которые ранее были уволены со службы в правоохранительных органах с предоставлением права на пенсию.
  • Указ Президента №175, изданный 25 апреля 2020 года.
  • Постановление Правительства №435, изданное 11 апреля 2020 года.
  • Постановление Правительства №456, изданное 17 апреля 2020 года.
  • Распоряжение Правительства №673-р, опубликованное 14 апреля 2020 года.
  • Распоряжение Правительства №691-р, опубликованное 18 апреля 2020 года.
  • Распоряжение Правительства №692-р, опубликованное 18 апреля 2020 года.
  • Приказ МВД №984, изданный 31 декабря 2017 года.
  • Приказ МВД №11, изданный 10 января 2020 года.
  • Приказ МВД №130, изданный 13 марта 2020 года.
  • Приказ МВД №173, изданный 28 марта 2020 года.
  • Приказ МВД №154, изданный 23 марта 2020 года.
  • Приказы МИД/МВД/ФСБ №3663/135/110, изданные 15 марта 2020 года и регулирующие информационное взаимодействие между этими государственными органами.
  • Приказ МВД №165, изданный 27 марта 2020 года.

Таким образом, для того, чтобы подробнее изучить деятельность правоохранительных органов, а также права и обязанности, предоставленные сотрудникам таких служб, стоит детально ознакомиться со всеми приведенными нормативными документами.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *